С.И. Танеев
Имя в истории
С.И. Танеев родился во Владимире 13 ноября 1856 года. Отец его, человек чрезвычайно образованный, очень любил музыку, и атмосфера родительского дома Сергея Ивановича всегда насыщена была любовью и интересом к искусству звуков. Музыкальные способности открылись у мальчика очень рано, и в 1866 году он отдан был в московскую консерваторию, где вверен был попечению Э. Лангера, весьма почтенного преподавателя, известного широкой публике своими переложениями симфонических произведений русских авторов для рояля. Несмотря на блестящие успехи сына, отец Танеева, опасаясь, чтобы одностороннее образование не отразилось вредно на общем художественном развитии юноши, решил, что через три года после поступления его в музыкальное училище, снова взять его оттуда. Будущего мастера спасло лишь заступничество тогдашнего директора, Николая Григорьевича Рубинштейна, заставившее родителей С.И. Танеева отказаться от своего намерения. Знаменитый пианист стал лично руководить занятиями ученика. Пройдя класс фортепиано у Рубинштейна и круг теоретических предметов у Чайковского и Губерта, Танеев в 1875 году окончил высшую музыкальную школу с большой золотой медалью, первой со времени основания консерватории. Еще на ученической скамье он выделился, как замечательный пианист. Для своего первого публичного выступления Танеев выбрал труднейший, еще и поныне никем из русских пианистов не исполняемый d-moll’ный концерт Брамса. Чайковский сердечно приветствовал в «Русских Ведомостях» молодого артиста, предрекая ему выдающееся положение в музыкальном мире.
В том же году Танеев, по настоятельной просьбе своего учителя и друга, Чайковского, сделался музыкальным воспреемником b-moll’ного концерта последнего. В следующем году он предпринял, совместно с Л.С. Ауэром, большую концертную поездку. С некоторым перерывом (во время которого Танеев жил в Париже, где сблизился с Тургеневым и Щедриным) концертная деятельность мастера продолжалась около трех лет.
В 1878 г. Чайковский, отказавшись от консерваторской «кафедры», предложил совету выбрать на свое место С.И. Танеева. Двадцатидвухлетнему мастеру поручены были классы гармонии и инструментовки, а после смерти Н.Г. Рубинштейна – и преподавание фортепиано. Впоследствии, с уходом Губерта, ему пришлось взять в свое ведение также классы контрапункта и свободного сочинения, а с 1885 года к многообразным преподавательским обязанностям присоединилась еще и административная деятельность, в качестве директора консерватории. Огромные знания и замечательный преподавательский дар Танеева создали ему обширный круг преданных учеников. К числу музыкантов, прошедших у него школу искусства, принадлежал А.Н. Скрябин, С.В. Рахманинов, Н. Василенко, Р. Глиэр, Г. Конюс, А. Станчинский.
Старое здание Московской консерватории на Большой Никитской ул.
Обложка издания оперной трилогии С.И. Танеева «Орестея». Изд. Беляева, Лейпциг, 1900 г.
Но занятия в консерватории отвлекали Танеева от его главного призвания – свободного творчества. Постепенно он стал отказываться от руководства отдельными классами своей «almae matris», оставив за собой лишь специальные отделы контрапункта и форм. Свои исследования в области учения о полифонии Танеев изложил в замечательной книге «Подвижной контрапункт строгого письма», которой одной было бы достаточно, чтобы обессмертить его имя в истории музыкального искусства.
Последние годы Танеев вел замкнутый образ жизни, нисколько не огораживаясь однако от музыкальной жизни Москвы, в значительное мере налаженной именно его подвижническим трудом. В последний раз Москва видела его на похоронах А.Н. Скрябина. Простудившись на пути на кладбище, Танеев уже больной уехал в деревню…..
Ясная Поляна. 1895 г.
Небогат количественно перечень сочинений С.И. Танеева. Им написаны две кантаты «Иоанн Дамаскин» (оп.1) и «По прочтении псалма», прекрасная оперная трилогия «Орестея», над которой мастер работал около 10 лет, симфония c-moll (единственная, опубликованная автором, построенная на тематических комбинациях редкой пластичности и красоты), свыше 40 романсов, из коих многие принадлежал к драгоценнейшим перлам русской вокальной литературы. Особо важный отдел составляют его камерные композиции (6 струнных квартетов, 2 струнных квинтета, фортепианные квинтет, квартет и трио, 2 струнных трио). В них музыкальная речь Танеева приобретает наибольшую значительность и силу, и страницы его квартетов, достойные великих теней Бетховена и Шуберта, навсегда останутся изумительными образцами овладения законами чистой музыкальной логики и красоты. Пятичастная концертная сюита для скрипки и оркестра, 2 дуэта дла пения с оркестром, вокальные квартеты и терцеты, хоры a capella, несколько сочинений для органа и рояля («Choral varle, фортепианная прелюдия F-dur, прелюдия и фуга), редакция многих кантат Баха, окончание Andante и Finale Чайковского и его же дуэта «Ромео и Юлия» дополняют этот список.
…Кантата «По прочтении псалма» - последнее произведение С.И. Танеева, в котором он, согласно таинственному закону творчества, обрел наиболее полное, глубокое выражение своего «я», написано им летом 1913 года в той самой глухой деревушке Звенигородского уезда, Дютькове, откуда 6 июня [1915 г.] пришла скорбная весть о кончине великого учителя и художника.
Из статьи Е. Браудо «Сергей Иванович Танеев», 1915 г.
Имя С. И. Танеева носят
Владимирский концертный зал им. С. И. Танеева, около которого стоит бюст композитора;
Городская детская музыкальная школа № 1 им. С. И. Танеева г. Владимира;
Государственное образовательное учреждение города Москвы «Детская музыкальная школа имени С. И. Танеева» в Москве;
Калужский областной музыкальный колледж им. С. И. Танеева;
Международный конкурс камерных ансамблей им. С. И. Танеева (Калуга—Москва);
Детская музыкальная школа в г. Звенигороде;
Дом-музей Танеева в Дютькове (Звенигород);
Самолёт Airbus A319-111 авиакомпании «Аэрофлот», бортовой номер VP-BWK;
На доме по адресу Владимир, улица Большая Нижегородская, 5 установлена мемориальная доска с надписью
«В доме, стоявшем на этом месте, родился великий русский композитор, пианист, педагог, учёный Сергей Иванович Танеев».
А также улицы во Владимире, Клину, Волгограде и Звенигороде.
Сочинения С.И. Танеева
- Опера «Орестея» (1-я постановка — 1895, Петербург)
- Кантаты «Иоанн Дамаскин», «По прочтении псалма» и др.
- 4 симфонии (1874—98), увертюры, концерт для фортепиано с оркестром
- Камерно-инструментальные ансамбли (20) — трио (в том числе фортепианное, 1908), квартеты (в том числе фортепианный, 1906), квинтеты (в том числе фортепианный, 1911)
- Для фортепиано — Прелюдия и фуга и др.
- Хоры a cappella
- Камерно-вокальные ансамбли с фортепиано и a cappella
- 55 романсов.